I Съезд Общества русской словесности прошел в Москве
 

25 – 26 мая 2016 года в Москве, сначала в Ломоносовском корпусе Московского Университета, а затем в Колонном зале Дома Союзов (бывшем здании Благородного собрания) прошел I Съезд Общества русской словесности, собравший культурную, политическую и научную элиту России. Научный фонд «Антонио Менегетти» был приглашен к участию в работе Съезда.

Съезд прошел под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В работе съезда приняли участие Президент России В. В. Путин, президент Российской академии образования Л. А. Вербицкая, Председатель Государственной думы Федерального собрания РФ С. Е. Нарышкин, Министр образования РФ Д. В. Ливанов, ректор Московского государственного университета В. А. Садовничий, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Н. М. Кропачев, другие известные общественные и политические деятели, видные учёные, преподаватели ведущих российских вузов, школьные учителя из регионов России, известные писатели и деятели культуры, представители родительского сообщества, общественных организаций, студенты, священники. На съезде также присутствовали гости из Китая, Испании, Молдовы (члены Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы). Столь представительный форум, посвящённый вопросам сохранения и развития русской словесности, проводится в истории России впервые.

Общество русской словесности было образовано в марте 2016. Председатель Общества, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая работу съезда акцентировал внимание присутствующих на роли педагога в современном образовательном процессе: «…в наше компьютеризированное время особенно важна роль наставника — человека, передающего знания от сердца к сердцу, от разума к разуму. Ведь в этой коммуникации присутствует не только рациональное, но и духовное, эмоциональное начало. <…> роль педагога невозможно переоценить. Он не просто передает информацию, как это делает компьютер, — он преломляет сказанное через самого себя и передает часть своей души, своего разума тем, кто его слушает. А если это искренний человек, если это подвижник своего дела, то ничто не может сравниться по силе убеждения и воздействия на аудиторию со словами подлинного мастера своего дела — педагога». Именно поэтому, подчеркнул Патриарх, педагогические вузы должны стать самыми престижными вузами нашей страны. «Каждый читающий художественную литературу создает в своем сознании художественный образ. И чем сильнее писатель, тем ярче образ в нашем сознании. <…> Другими словами, каждый из нас, читая художественный текст, становится соавтором, он для самого себя <…> персонально актуализирует содержание художественного произведения. <…> Именно в этой части усвоения художественного текста, я думаю, и содержится его непреходящее значение для формирования личности, для формирования культуры человека».

Президент Российской академии образования, председатель Попечительского совета фонда «Русский мир» Людмила Алексеевна Вербицкая в своем выступлении на пленарном заседании особо отметила, что тема сохранения и развития русского языка и литературы, наконец, обретает должное общественное внимание и что очень важно, внимание со стороны правительства и Президента Российской Федерации. «Сообщество словесности будет такой экспертной организацией. Экспертной организацией высшего уровня. Потому что многие занимаются проблемами русского языка. И хотелось, чтобы эта работа приносила бы эффект».

Перед делегатами съезда выступил Президент России Владимир Владимирович Путин, который обратил внимание присутствующих на то, что обсуждая вопросы русской словесности, мы говорим, прежде всего о «сохранении национальной идентичности». «Россия не раз переживала коренные переломы традиционных культурных устоев и всегда черпала силы в возвращении к своим духовным и историческим ценностям, а русская классическая литература, эталонный русский язык всегда были и остаются основами этих ценностей. [...] И мы должны сделать всё, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось всё наше общество».

Фактически все выступающие отмечали, что создание Общества русской словесности, деятельность которого направлена на укрепления единого культурно-образовательного пространства, развитие лучших традиций отечественного гуманитарного образования, культурно-просветительской деятельности, как никогда актуально для развития нашего общества. Эта позиция удивительно созвучна ценностям научного фонда «Антонио Менегетти», принявшего участие в работе съезда, который считает своим приоритетом развитие целостного гуманизма как практической основы образования, науки, искусства и экономики; содействие формированию и развитию лидерского и творческого потенциала личности.

Сегодня, в эпоху бурного развития технологий, все чаще звучит мысль о необходимости гуманитаризации образования и науки, возвращения ценности именно гуманитарных дисциплин в образовательном процессе, изучающих человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Этот процесс возвращает нас к идеям классического гуманизма, поставившего в центр мировоззрения самого человека с целью развития его преобразовательной, деятельной способности, креативности, ответственности, умения находить ответы на вызовы и потребности времени. Поэтому прямое или косвенное обращение к гуманистической парадигме в образовании в выступлениях делегатов съезда видится не только своевременным, но и крайне необходимым сегодня.

Директор Научного фонда «Антонио Менегетти» Виктория Александровна Дмитриева представила доклад: Гуманитарная доктрина как основа междисциплинарных связей (формы взаимодействия научных фондов и профессиональных объединений). В своем выступлении она обозначила, что именно психология может стать той основой, которая позволит эффективно осуществлять междисциплинарные связи. Развитие культуры общества, в самом широком смысле – от искусства до предпринимательства – тесно связано и с развитием словесности, а психология обеспечивает точность человека, вступающего в диалог на социальном уровне, способствуя, таким образом повышению личной и общественной культуры и как результат – общественному прогрессу.

И это напрямую связано с ролью педагога в современном обществе, говоря о которой Антонио Менегетти, итальянский ученый, психолог, философ, основатель фонда «Антонио Менегетти» в России, неоднократно подчеркивал, что практическая цель педагогики состоит в том, чтобы научить человека понимать и творить самого себя: воспитывать себя как лидера в этом мире, развивать способность и умение достигать результата, успеха. И тогда становится возможным, говоря словами Антонио Менегетти, «достижение человеком полноты своего потенциала в игре социума».

I Съезд Общества русской словесности прошел в Москве
 
I Съезд Общества русской словесности прошел в Москве
 
I Съезд Общества русской словесности прошел в Москве
 
I Съезд Общества русской словесности прошел в Москве
 
I Съезд Общества русской словесности прошел в Москве
 
I Съезд Общества русской словесности прошел в Москве
 
I Съезд Общества русской словесности прошел в Москве
 

Источники фото: НФ АМ,  kremlin.ru, patriarchia.ru.