1979 – Менегетти выступает организатором первого профсоюза психологов

 Тициано Гроссо

12 апреля 1979 г. совместно с SIPSI CISL1 разрабатывается регламент Итальянского Профсоюза Психологов и Психотерапевтов, призванного отстаивать на юридическом и экономическом уровне интересы практикующих психологов и психотерапевтов.

В том же году А. Менегетти выступает инициатором создания Итальянского Профсоюза Психологов и Психотерапевтов (S.I.P.PS.I.) при Итальянской Федерации Художников и Профессионалов (F.A.P.), Итальянской Конфедерации Рабочих Профсоюзов (C.I.S.L.) с юридическим адресом F.A.P.-C.I.S.L. – ул. Изонцо, 20 (Рим). Профсоюз ставит перед собой цель юридической и экономической защиты интересов психологов и психотерапевтов в их деятельности в рамках государственных или частных учреждений либо в качестве свободных профессионалов (ст. 2).

 Профсоюз видит свою задачу в представлении интересов своих членов во всех законодательных и административных инстанциях, в которых принимаются и издаются законы, регламенты и распоряжения, касающиеся упорядочивания профессиональной деятельности, и гарантирует присутствие своих представителей на всех мероприятиях, где обсуждаются проблемы, прямо или косвенно касающиеся этой категории (ст. 3).

Все пункты устава организации отражают действия, посредством которых А. Менегетти стремится обеспечить уважение, профессиональную законность и юридическое признание специалистам, работающим в сфере психологии и психотерапии даже в медицинских учреждениях, где «балом правит» медицина.

Сентябрь 1980 г. – публикация труда «Психотерапия в онтопсихологическом понимании».

1986/87/88 гг. – встречи с ассоциациями и школами, занимающимися подготовкой психотерапевтов, с целью выработки единой платформы. Годы идут, а проблема регламентации профессии психолога все еще рассматривается в Парламенте, несмотря на то, что Сенат республики уже трижды (в VII, VIII и IX легислатурах) принял соответствующий законопроект.

Процесс принятия закона неоднократно откладывался по причине досрочного окончания легислатуры, однако – как говорится в протоколе Палаты депутатов №2815 – «текст закона, разработанный Сенатом, не был принят вследствие ряда замечаний и оговорок, высказывавшихся различными сторонами относительно предполагаемой регламентации психотерапевтической деятельности».

Столкнувшись с этой ситуацией, А. Менегетти организует серию встреч между представителями ассоциаций и частных школ, занимающихся подготовкой психотерапевтов, чтобы создать единое движение и тем самым способствовать принятию соответствующего закона.

В офисе Международной Ассоциации Онтопсихологии в Риме, расположенном на проспекте Медалье д’Оро, проводятся два собрания с участием представителей крупных итальянских школ и ассоциаций; однако, несмотря на единодушное убеждение в необходимости общей платформы, на этих встречах преобладает пессимизм относительно возможности принять такой закон по причине огромного влияния «более мощных сил» (университетов и корпорации врачей), которые не признают полноправными психотерапевтами специалистов без медицинского образования.

Тем не менее, школы и ассоциации высказываются за то, чтобы Международная Ассоциация Онтопсихологии продолжала действовать и пыталась добиться желаемых результатов.

 1988 г. Встречи А. Менегетти с представителями Парламента и Правительства

В эти годы неоднократно проводятся встречи с различными представителями Парламента, а в мае 1988 г. проф. Антонио Менегетти встречается с г-ном Лино Армеллином, который собирается вынести на рассмотрение Парламента законопроект о регламентации профессии психолога (который в дальнейшем станет государственным законом).

Встреча с г-ном Армеллином состоялась в Палате депутатов в присутствии вице-спикера Палаты Ренцо Патриа.

По окончании встречи г-н Армеллин, выразивший свое согласие с позицией А. Менегетти, попросил прислать ему предложения Антонио Менегетти по формулировке закона, которые он намеревался включить в законопроект.

 11 мая 1988 г. Передача г-ну Армеллину предложений Международной Ассоциации Онтопсихологии относительно текста закона, регламентирующего профессию психолога, который Армеллин будет представлять Комиссии.

На фирменном бланке Международной Ассоциации Онтопсихологии было напечатано следующее письмо:

 Г-ну Лино Армеллину

Вице-президенту Постоянной комиссии по социальным делам Палаты депутатов, Рим

Тема: Предложения по тексту закона о «Регламентации профессии психолога»

Исходя из единодушного стремления упорядочить при помощи специального закона профессиональную деятельность психологов, предлагается принять во внимание следующее:

Законопроекты №2403, 1205, 483, в данный момент находящиеся на рассмотрении Комиссии, преследуют двойную цель:

  • регламентировать существующий режим профессиональной деятельности;
  • определить наиболее целесообразный режим.

Текст этих законопроектов в отношении «переходных норм» имеет следующие особенности:

1. Статья, касающаяся специальной процедуры сдачи Государственного экзамена, в частности в параграфах а) и с), носит дискриминационный характер, поскольку дает преимущество тем, кто имеет опыт работы в государственных учреждениях (университетах, поликлиниках и т.д.), по сравнению с теми, кто работает в качестве свободных профессионалов; тем самым предполагается, что работа в государственных учреждениях является достаточным основанием для осуществления психотерапевтической деятельности. Это противоречит сегодняшней реальности, поскольку те, кто работает частным образом, в большинстве случаев обучались в частных образовательных учреждениях.

2. В то время как документ, подтверждающий работу в государственных учреждениях, дает большие преимущества, процессу теоретико-практического обучения в частных школах не придается никакого значения, что ставит в еще более сложное положение специалистов, работающих автономно.

В нормах, определяющих оптимальный режим:

а) Не упоминаются частные школы и/или институты, которые – в отсутствие государственных программ последипломного образования – сыграли важную роль в подготовке соответствующих специалистов.

б) Законопроекты Оссичини и Джелли предлагают рассматривать государственный диплом об образовании как необходимое и достаточное условие, дающее право на работу психотерапевтом, а это подразумевает государственную психотерапию, исключающую принципы свободного творчества, присущие психотерапии, и ограничивает пространство дискуссий и позитивной конкуренции, привносимое частной деятельностью.

Вместо этого следует признать факт существования частного сектора и способствовать его развитию, поощряя плюрализм частных школ.

Государство (Министерство образования) должно нести контролирующую функцию, оценивая не внутреннюю ценность каждой школы, а только внешние методики, призванные обеспечивать необходимую степень научной серьезности. В связи с этим предлагается внести в законопроект следующие поправки:

В параграф 1 (необходимость наличия диплома) ст. 34 (специальная процедура сдачи Государственного экзамена) после литеры с) добавить:

d) лица с высшим образованием, числящиеся на протяжении не менее двух лет во внутреннем реестре институтов, предоставляющих психотерапевтическое образование, психотерапевтических организаций и ассоциаций и имеющие документы, подтверждающие обучение психотерапии на протяжении не менее четырех лет.

В параграф 2 (необходимость наличия диплома и сдачи экзаменов) добавить:

Лица, имеющие высшее образование и числящиеся на протяжении не менее двух лет в одном и том же внутреннем реестре институтов, предоставляющих психотерапевтическое образование, психотерапевтических организаций и ассоциаций и имеющие документы, подтверждающие обучение психотерапии на протяжении не менее четырех лет.

  Рим, 11 мая 1988 г.

В протоколе заседания двенадцатой Комиссии по социальным делам Палаты депутатов X легислатуры, состоявшегося в четверг, 12 мая 1988 г., под председательством спикера Джорджо Боджи, на странице 4, в докладе г-на Лино Армеллина – внесшего на рассмотрение Парламента закон о регламентации профессии психолога, – полностью и практически в неизменном виде приводятся предложения А. Менегетти:

В отношении «переходных норм» говорится следующее.

Статья, предусматривающая специальную процедуру сдачи Государственного экзамена, в частности в параграфах а) и с), носит дискриминационный характер, поскольку дает преимущество тем, кто имеет опыт работы в государственных учреждениях (университетах, поликлиниках и т.д.) по сравнению с теми, кто работает в качестве свободных профессионалов; тем самым предполагается, что работа в государственных учреждениях является достаточным основанием для осуществления психотерапевтической деятельности. Это противоречит сегодняшней реальности, поскольку те, кто работает частным образом, в большинстве случаев обучались в частных образовательных учреждениях. При том, что наличие документа, подтверждающего работу в государственных учреждениях, обеспечивает ряд привилегий, должным образом не учитывается процесс теоретического и практического обучения в частных учреждениях, что ставит в еще более сложное положение специалистов, работающих в частном режиме. В нормах, определяющих оптимальный режим, не упоминаются частные школы и/или институты, которые – в отсутствии государственных программ последипломного образования – сыграли важную роль в подготовке соответствующих специалистов.

 1  Societа Italiana di Psicologia e Psichiatria – Итальянская Ассоциация Психологии и Психиатрии, Confederazione Italiana Sindacati Lavorativi – Итальянская Конфедерация Рабочих Профсоюзов. Прим. пер.