Экономика: отличие идей онтопсихологической школы

Cогласно распространенному мнению, существует два ключевых феномена экономической сферы: разделение специализаций, благодаря чему сформировался «алфавит знаний», делающий большинство из нас «неграмотными», способными прочесть лишь несколько «букв»; специальный язык не дает экономисту нейтральных инструментов познания, а предлагает систему отсылок, предназначенных лишь для того, чтобы затуманивать цель.

Эту систему отсылок можно определить с помощью понятия “path-dependance”, часто используемого в экономике: это зависимость от процесса, в силу которой первоначальные выборы субъекта продолжают обуславливать его поведение, делая его рано или поздно (в большинстве случаев) неэффективным.

С другой стороны, чтобы противостоять подобному разделению специализаций, империалистическому доминированию этой дисциплины в целом, экономика становится носителем «единственно верной» направленности в этом море специализаций, которое в последние годы было американским.

Чтобы найти хоть какой-то общий знаменатель для такого разделения, американская гегемония решила использовать язык цифр, математики, статистики, графиков и формул; трудно оспаривать какое-нибудь «слабое» аналитическое заключение, если оно облачено в алгебраические формулы или сложную статистическую форму.

Однако в большинстве случаев все эти цифры остаются неподтвержденными. Все это снижает доверие к ним, и поэтому американские университеты хорошо придумали, задействуя мотивацию, харизму, эмоциональный интеллект, все те понятия, которые уже являются вчерашним днем, но которые до сих пор в моде в странах, более отсталых в культурном плане. Чтобы осуществить это, экономика обратилась к психологии.

Попытки преодолеть ограниченность и противоречия, свойственные «классической» науке или тому, что называется “Scientific Management”1, неизбежно привели к разработке теорий и моделей, согласно которым человек в рамках организации считается определяющим компонентом организационной деятельности, той независимой переменной, на основе которой следует разрабатывать новые организационные модели и модели управления.

Эти попытки находят свое место в самых разных моделях: теория «Человеческих отношений», учение К. Левина, мотивационные теории (Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, Виктор Врум), теории «Человеческих ресурсов» (наиболее яркими представителями которых являются Крис Аргирис, Дуглас МакГрегор и Ренсис Лайкерт).

Общим для всех этих авторов является внимание к ключевому отношению «человек – экономическая организация», а также поиск мер, призванных снизить или устранить противопоставление этих двух составляющих. Но то, что должно привести к поворотному моменту в решении проблемы, в действительности является еще очень и очень неясным и смутным.

В этих условиях двусмысленности, неясности и неопределенности некоторые авторы приходят к необходимости определить поведенческую теорию организованной анархии и с этой целью разрабатывают “Garbage Can Model”2. Или же прибегают к классификации “card-sorting”, представляющей собой метод выведения ментальных моделей, присущих пользователям, с целью выявить их ожидания относительно профессионального содержания деятельности. Этот метод ориентирован на содержание, а не на процессы.

Таким образом, и здесь экономика была разочарована психологическим опытом. В последние годы мир экономики находится в поисках этики, философии. После разочарования в американском психологическом подходе крупные предприятия, такие как, например, IBM, направляют своих CEO изучать Аристотеля, Платона и Гегеля, чтобы потом применять их идеи в бизнесе. Мы живем в такое время, когда все большее число экономистов и философов обсуждает темы общих интересов, не находя, впрочем, взаимопонимания.

Обсуждаются поведенческие финансы, этика экономики, психология денег, креативная экономика, социальная корпоративная ответственность, этика бизнеса.

Со времен Аристотеля до XVIII века экономика вместе с этикой и политикой считалась частью практической философии; еще в основах классической экономики А. Смита философские предпосылки играют ключевую роль3.

В Гарварде Хурана начинает говорить об аутентичности лидера:

«Это предмет споров, каким бы значимым не было изменение, которое CEO может осуществить в рамках своей организации, даже самой крупной. В 90-е годы люди остро ощущали потребность в лидере харизматичном, дальновидном, обладающим способностью мотивировать. Сегодня эти характеристики сменились другим набором “видовых признаков”: целостность, аутентичность, дисциплина. Продолжает доминировать представление о том, что предприятие живет хорошо, потому что CEO живет хорошо».

Об аутентификации в области экономики (и в более широком значении применительно к социальной сфере – от политики до юриспруденции) Антонио Менегетти говорит уже более 30 лет. Точнее, об аутентификации лидера.

Глубинная проблема, на которой застряло экономическое знание, – это проблема предмета познания в экономике и его связь с «реальным миром». Профессор Менегетти утверждает, что экономика утратила этот link. На многих конференциях он показывал, что мир финансов, биржи, банков, бизнеса, о котором рассказывают средства массовой информации и который управляется известными лидерами, являет собой ”second life”. Он опирается на сказанное, утверждаемое и, почему бы и нет, на придуманное, но при этом отсутствует обратимость с миром реальных вещей. Это нечто вроде «это так, если хотите».

Подобная ситуация должна быть разрешена, потому что, как подчеркивает А. Менегетти, экономическое предприятие должно все больше и больше уметь совмещать цели бизнеса и социальные обязательства, экономическое развитие и заботу об окружающей среде. Это и есть те принципы, на которых строится деятельность образовательной и консультационной структуры FOIL4.

Профессор Менегетти утверждает, что лидерам предприятий необходимы техническая подготовка, культура, но прежде всего большое личностное равновесие (разумность), без которого невозможно устанавливать равновесие для других. Для обретения такого равновесия организация FOIL отталкивается от тех вопросов, на которые все хотят получить ответы. Какова форма предпринимательской рациональности и бизнес-интуиции? Как зарабатывается успех, самосаботаж лидера, потери, агрессивность социокультурных, социосемейных и социополитических обстоятельств?

Ответ один – внутренний мир лидера. Все это знают, многие пытались говорить об этом.

Сегодня не существует предприятий, на которых бы не признавали, что самым проблемным ресурсом является кадровый ресурс, что кадры стоят на первом месте и что человеческие ресурсы являются источником конкурентного преимущества. Но в действительности эти предпосылки часто не воплощаются в конкретных фактах и убедительных действиях.

Посредством FOIL Антонио Менегетти решил вывести рациональные категории для объяснения этой реальности в области экономики и предпринимательства. Для понимания эволюции и детерминизма внутреннего мира человека в рамках предприятия он разработал и сформулировал методологию и представил ее в совершенно новом образе, поскольку считает, что в сложной актуальной социально-экономической ситуации невозможно пренебрегать самыми продвинутыми знаниями о развитии и функционировании человеческих систем.

FOIL осуществляет проекты в сфере бизнес-консалтинга и бизнес-тренингов, опираясь на практический и научно-исследовательский опыт с применением трех открытий онтопсихологической методологии (которую профессор Менегетти преподавал уже в конце 60-х годов на факультете философии Университета «Ангеликум» в Риме), позволяющих обнаруживать причины любых динамик, взаимозависимостей и выборов в бизнесе. Вся классическая и современная экономическая методология, объединенная с новой онтопсихологической рациональностью, несомненно, способна сделать интуицию практическим инструментом для получения экономических результатов.

Три открытия онтопсихологии: онто Ин-се (Базовый проект природы. Позитивное, разумное ядро, которое присутствует в каждом человеке и определяет его жизненный проект), монитор отклонения (ослабление логических процессов) и семантическое поле (элементарная информация, воздействующая на внутренние и внешние бессознательные динамики контекста).

Согласно А. Менегетти, на этапе обучения и консультирования необходимо объяснять факты и технические категории, которые в рамках специфического организационного контекста моделируют логику, в которой участвуют онто Ин-се, монитор отклонения и семантическое поле. Эти три открытия позволяют приобрести необыкновенную компетентность для понимания детерминизма такого феномена, как бессознательное субъекта. Бессознательное всегда точно.

Эта фаза, которая позволяет выявить функциональность процесса и/или самосаботаж в организационном контексте и понять его глубинные причины, называется up-stream analysis© (который заключается в приложении трех онтопсихологических открытий к системе up-stream control of total quality и является непосредственно ноу-хау онтопсихологической школы применимой в области экономики).

Когда выявлены и объяснены причины внутренней динамики того, что происходит в организации, следует прежде всего работать над повышением ответственности руководства и топ-менеджеров (необходимый этап, без которого невозможна последующая работа) и лишь затем совершенствовать программу деятельности в разных секторах организации, разрабатывая вместе с предпринимателем стратегию действий. Это аутентификация в экономической сфере, практическая методология которой была сформулирована Антонио Менегетти.

«Если человек просто математик и никто больше, он может жить со всеми своими проблемами, но он не причинит никому вреда. Если же человек экономист и только, он опасен для своего ближнего. Экономика – это не вещь в себе; это учение об аспектах жизни человека в обществе» (Д. Хикс).

Антонио Менегетти идет дальше. Он знает, что, говоря об экономике, нельзя останавливаться только на одном аспекте жизни человека. Методология up-stream analysis, которую FOIL применяет в организационном консультировании, позволяет понять, что за экономическим успехом стоит процесс всесторонней аутентификации, включая метафизический аспект предпринимателя, который экономика не учитывает и в котором отказывает предпринимателю.

«Всесторонний означает, что нельзя развивать только человека экономического, человека как представителя определенного пола, человека как политика, нужно развивать всего человека как существо биологическое, историческое и метафизическое».

Разделение экономических позиций – пройденный этап. Здесь Менегетти полностью переворачивает точку зрения экономического анализа: он не анализирует отдельные фрагменты внешних обстоятельств, а отталкиваясь от индивидуального внутреннего мира экономического оператора, выявляет его идентичность и функциональность.

«В своем продукте или услуге лидер продает культуру, ум, дух, производя бытие».

В этом и заключается гуманистическая экономика Антонио Менегетти, где экономика обретает в онтопсихологической философии свою связь с «реальным миром».

Экономика и философия, когда-то очень близкие, перестали заниматься практическими вопросами, но, несмотря на то что разделение этих двух наук продолжает поддерживаться многими экономистами и философами, усматривающими в возможном сближении угрозу для их профессиональных стереотипов, Менегетти считает их интеграцию необходимой.

Английский историк Т. С. Эштон пишет:

«Это как споры о том, на какой ноге лучше прыгать вперед – левой или правой. Но, имея две ноги, люди обнаруживают, что намного легче идти вперед на двух ногах».

Онтопсихологический подход обучает экономического оператора двигаться на двух ногах:

«Мир большого бизнеса, великих ценностей экономического ума опирается на метафизические принципы. Собственное дело и собственная душа всегда вместе. И все это в логике аутентичности интуиции социально-экономического лидера». 

1 Под термином “Scientific Management” («научный менеджмент») подразумевается классическая теория организации в вопросе управления. См. Anfossi A. Prospettive sociologiche sull’organizzazione aziendale. – Angeli Milano, 1978, p.49.

2 См. Cohen M. D., March J. G., Olsen J. P. A Garbage Can Model Of Organization Choice в “Administrative Science Quarterly”, № 17 от 1972 г.

3 См. Менегетти А. Организационная психология. – М.: ООО «ФОИЛ», 2007.

4 FOIL (ит.: Formazione Ontopsicologica Interdisciplinare Leaderistica) – Междисциплинарное Онтопсихологическое Формирование Лидера.