Зарождение онтопсихологии

Падре Лобато (Абелардо Лобато Казадо)

Вместе с коллегами Памела Бернабей готовит биографию профессора Антонио Менегетти. Для создания объективной и полноценной информации она собирает документы и свидетельства тех, кто был знаком и работал какое-то время с профессором Менегетти.

Чтобы помочь им глубже раскрыть его неординарную личность, мы организовали встречу в Гранаде, в Испании, в монастыре Санта Крус ла Реал, который я покинул в 1963 году и переехал в Рим и куда вновь вернулся в 2007 году. В субботу 5 октября ровно в пять часов, как в «Корриде», Памела постучала в мою дверь, и мы приступили к беседе.

Наша встреча проходила в моем кабинете, окна которого выходят на Альгамбру, стоящую у подножия Алых Башен (Torres Bermejas). Предметом беседы стали наши взаимоотношения с профессором Менегетти и его связи с факультетом философии Университета Святого Фомы Аквинского, деканом которого я являлся.

На этом факультете и появилась онтопсихология. Но не так, как Минерва, которая родилась из головы Зевса в полном одеянии и вооружении. Онтопсихология родилась, как и все живые существа, из маленького зернышка, упавшего на плодородную почву, напитанного соками земли и взращенного трудом человека.

Сотрудничество Антонио Менегетти с факультетом – это лишь один из этапов его жизненного пути, это капля в реке, но она стала решающей, и это должно способствовать формированию целостной картины о его личности. Образ реки поможет приблизиться к человеку. Испанский поэт Хорхе Манрике красноречиво сказал: «Наши жизни – реки, бегущие к морю».

Биография Антонио Менегетти сравнима с движением против течения. У любого события в прошлом есть свои причины, некоторые из них являются историческими. Если лодка плывет по течению, она невидима в историческом измерении.

Я спрашиваю себя, как можно в нескольких словах описать сотрудничество профессора Менегетти с Университетом Святого Фомы Аквинского. Думаю, что существует три неразрывно связанных между собой фактора, и их понимание приводит нас к тому, что история события имеет нечто от бесконечности, когда человек несет в себе некую никому недоступную тайну.

В исторической перспективе наше сотрудничество началось с дружбы, развивалось в рамках апостольской деятельности и в наше время превратилось в определенный стиль философии, именно так, как происходит в онтопсихологии.

1. Дружеские встречи

Мы познакомились после Второго Ватиканского Собора, самого крупного для католического мира события двадцатого века, века Gaudium et spes[1]. По поручению Ордена я организовывал Конгресс, посвященный памяти Фомы Аквинского, с момента смерти которого минуло семь веков. Конгресс превзошел все наши ожидания. В этой культурной атмосфере я и познакомился с Антонио Менегетти. Меня неоднократно искушал пример Раисы Маритен, написавшей книгу «Великие Друзья», и я мечтал рассказать о том, что открывал в своих друзьях, одним из которых был Антонио Менегетти.

Мы познакомились, когда он еще был братом францисканского ордена, облаченным в подпоясанную белым шнуром черную сутану. Он сформировался на философских идеях великих Бонавентуры и Дунса Скота. Его учителями были братья Джанмарроне, а его другом был Тодиско.

Затем он получил диплом по философии в Миланском католическом университете Сакро Куоре. Молодой, симпатичный и оригинальный, революционер по складу мышления.

Вокруг нас постепенно образовался круг друзей, в который входили два священника (Сальваторе Бильбо, выделяющийся ярко выраженным творческим потенциалом, и Анджело Чеккони), госпожа Соня Хадагг, супружеская чета Дурантини и другие. Из всех А. Менегетти выделялся своими устремлениями культурного плана и умением выстраивать человеческие отношения.

2. Апостольская деятельность

Оставив францисканский орден и город Сполето, где госпожа Соня вместе с Менотти организовывала Фестиваль Двух Миров, А. Менегетти был принят епископом Аквилы и назначен пастором в приход селения Сан-Джованни Паганика, расположенного неподалеку от Монтереале рядом с большим искусственным озером и горой Гран Сассо.

Иногда он приглашал друзей на празднества, проходившие в июне.

В то время я был проповедником. Я оставлял Буффалотту, что на окраине Рима, где обычно занимался апостольской деятельностью, и вместе с Соней Хадагг мы отправлялись в приход А. Менегетти.

Там я узнал о его необычном способе работы с молодежью, семьями и детьми. Я познакомился с его семьей, наблюдал за его отношением к окружающим, его манерой преподавать катехизис[2] и его постоянным стремлением достичь большего. Это крестьянское селение было слишком мало для его жизненных идеалов. Он чувствовал потребность идти дальше.

  [Антонио Менегетти. Досье. Зарождение онтопсихологии]

3. На факультете философии Университета Святого Фомы Аквинского

Наше сотрудничество началось на факультете философии Университета Святого Фомы Аквинского (Pontificia Universitas Studiorum Sancti Tomae Aquinatis), деканом которого я неоднократно избирался. Я бы выделил три ключевых момента, определяющих отношения с профессором Менегетти: факультет философии, преподавание психологии и рождение онтопсихологии.

7 марта 1963 года Папа Иоанн XXIII прибыл в учебное заведение «Ангеликум», чтобы отметить преобразование школы «Атенео Ангеликум» в Университет – Папский Университет Святого Фомы Аквинского в Урбе. Спустя два месяца Папа умер, но его преобразования были продолжены. Экуменический Собор, которого он так желал, не остановился на достигнутом, напротив, он провозгласил необходимость культурного развития церкви в ногу со временем.

Наступил час обновления, оптимизма, эра христианского гуманизма. 7 декабря, по окончании работы Собора, в своей речи Папа Павел VI зачитал основные документы и положения, которые отвечали на главные вопросы, касающиеся церкви и ее места в мире. Он говорил о необходимости соединения гуманизма современности и гуманизма христианского. Намечалось их сближение, появилась надежда на их интеграцию. Тема центрального места человека между Богом и миром определяет путь христианской мысли. Философия – это точка соприкосновения.

Папский Университет распахнул окна и двери этому направлению. Фома Аквинский должен был сказать свое слово в диалоге. И студенты поняли это. За короткое время количество поступивших превысило 400 человек. Такой поток студентов-философов был похож на чудо. Некоторые лекции даже приходилось проводить в актовом зале.

Профессор Менегетти пришел на факультет, движимый любопытством. Зная его уровень подготовки и талант, я пригласил его прочитать дополнительный курс лекций по психологии для студентов, получающих второе высшее образование. Он охотно согласился и стал приглашенным профессором Университета.

У него был необычный стиль преподавания. Один из слушателей, священник Анджело Чеккони, заранее готовил аудиторию и писал на доске схему лекции. На это уходило около пяти минут. Затем в аудиторию входил Антонио Менегетти и, держа руки в карманах, прогуливаясь по аудитории, в течение получаса разъяснял схему, написанну на доске. Последние десять минут лекции он отводил диалогу со студентами.

[В прошлом школа «Атенео Ангеликум», ныне папский Университет Святого Фомы Аквинского в Урбе, где начинал читать курс психологии Антонио Менегетти]

Курс был рассчитан на один семестр, оценивался по 12-ти балльной шкале и в конце предполагал сдачу устного экзамена. Как декан, я следил за темами и слушал, что говорят студенты. У меня сложилось положительное впечатление. А. Менегетти показал себя отличным педагогом. Многие студенты просили его стать научным руководителем их выпускных работ.

Так продолжалось четыре года, до 1973 года. У него было много учеников, он пользовался успехом, поскольку обладал редким обаянием и нравился студентам.

Его харизма заключается в том, что, выдвигая какой-либо тезис, он развивает и аргументирует его до конца.

Конечно, как личность Антонио Менегетти выше всяческих категорий.

Я очень доволен нашей совместной работой на факультете. Профессор Менегетти был добр и серьезен, основательно работал со многими студентами над их дипломными работами.

Факультет философии Университета Святого Фомы Аквинского ставил перед собой задачу полноценной подготовки студентов как в плане личностного развития, так и в научном отношении. Святой Фома Аквинский был учителем, чей дух присутствовал в этих стенах, он был нашим Doctor Humanitatis.

На факультете существовало три научных направления: историческое, антропологическое и томистское. На историческом отделении приоритетным было изучение Хайдеггера. Каждые два года я читал курс, посвященный наследию Хайдеггера и Фомы Аквинского. Антропологическое направление занималось сопоставлением христианской метантропологии и посткантианской философии. И, наконец, томисты обращались к метафизике в сравнении с диктатом релятивизма. В те годы на факультете философии работала группа очень сильных профессоров.

В этом контексте и зародилась онтопсихология. Этот термин греческого происхождения означает психологию, основанную на метафизике, соединяющей сущность и существо, духовную природу и чувственную телесность. Она противостоит «психологии без души» и выступает как против человека с больным мышлением, так и человека одномерного. Профессор Менегетти, превзойдя Фрейда, разработал «холистическую» психологию, представляющую собой единство экспериментальной и аристотелевой психологии.

Так, подобно зерну, упавшему на землю, онтопсихология зародилась на факультете философии и была развита благодаря силе творческого ума профессора Менегетти.

[XXII летний университет по онтопсихологии: Абелардо Лобато Казадо, Антонио Менегетти, Паоло Де Нардис (Ассизи, 2009)]

Я рад тому, что эта наука продолжает развиваться в самых разнообразных формах.

Это была замечательная дружба и сотрудничество, и профессор Менегетти оказал большую услугу школе «Ангеликум», за что мы благодарим его. «Ангеликум» в свою очередь сделал доброе дело, продвигая идеи онтопсихологии.

В то время в Риме существовало по меньшей мере семь факультетов философии (Салезианский, Грегорианский и т.д.), но факультет философии «Ангеликума» был воистину выдающимся. Здесь А. Менегетти получил две докторские степени (по философии и общественным наукам), а также аттестат, дающий право на преподавание онтопсихологии.

В сентябре 1973 года профессор Менегетти и Соня Хадагг приехали навестить меня, что было для меня очень приятным сюрпризом.

Мы проехали по улице Марко Поло, где на двери одного из зданий я увидел вывеску с надписью «ОНТОПСИХОЛОГИЯ».

Антонио Менегетти создал свой первый центр онтопсихологической теории и практики. Директором центра был сам А. Менегетти, секретарем – Соня Хадагг.

Серьезное решение отойти от церкви было вызвано открывшейся перспективой, распахнувшей новые творческие горизонты, к которым он стремился. Это была онтопсихология.

1 Gaudium et spes (от лат. – радость и надежда) – пастырская конституция о церкви в современном мире, принятая в 1965 г. Является одним из основных документов католической церкви. Прим. пер.

2 Катехизис – краткое изложение догматов христианского вероучения в форме вопросов и ответов. Прим. пер.